ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №45
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
В этом докладе подводятся итоги 2013-2014 учебного года и рассказывается о нашем дошкольном образовательном учреждении, его жизни, удачах и проблемах. О людях, которые работают в его стенах и о воспитанниках. Надеемся, что эта информация будет интересна и полезна родителям и всем, кому небезразличны проблемы современного образования.
- Общая характеристика образовательного учреждения.
Информационная справка.
Категория: первая.
Специализация групп: общеразвивающая направленность.
Приоритетное направление: художественно-эстетическое.
Режим работы: пятидневная рабочая неделя, длительность работы учреждения – 12 часов, пребывание детей общеобразовательных групп в учреждении – с 7.00 до 19.00, праздничные нерабочие дни устанавливаются согласно действующему законодательству.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности: № 13784 Серия А № 0003593 от 19..16.13г.
Лицензия на право ведения медицинской деятельности: № ФС-42-01-001764 от 12.07.2011г.
Устав: утвержден решением комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово от 26.07.2011г. Изменения и дополнения в Устав от 05.04.2013г № 1704
Ведомственная принадлежность: администрация г.Кемерово.
Свидетельство о государственной регистрации: № 867149 42-АГ от 01.11.2011г.
Свидетельство о регистрации в ИМНС: Серия 42 № 00 380645 от 20.10.2005г.
ИНН – 4205093846
КПП – 420501001
Здание ДОУ: типовое двухэтажное, помещения и участок соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормативам работы ДОУ (СанПиН 2.4.1.2660-10), нормам и правилам пожарной безопасности.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 45 «Лучики надежды» (далее МБДОУ) функционирует с 2005 года.
Паспорт ДОУ.
Полное наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 45 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
Краткое наименование учреждения: МБДОУ № 45 «Детский сад общеразвивающего вида»
Адрес (юридический и фактический): 650033 г.Кемерово ул. Леонова д.5 «А»
Адрес электронной почты: luchikinadegdi@yandex.ru
Интернет - сайт учреждения: http://kemdetsad45.ucoz.ru
Телефон: 61-52-23
Приоритетное направление деятельности МБДОУ № 45
Приоритетное направление деятельности МБДОУ № 45 – углубленная работа с воспитанниками по художественно-эстетическому направлению развития детей.
Основная структурная единица ДОУ – группа воспитанников. В соответствии с Лицензией на образовательную деятельность и Уставом ДОУ в детском саду имеются следующие группы:
- Группы общеразвивающей направленности
(с реализацией основной общеобразовательной программы в соответствии с основным режимом пребывания детей в ДОУ):
Вторая младшая группа – от 3-4 лет;
Средняя группа – от 4-5 лет;
Старшая группа – от 5-6 лет;
Подготовительная группа – от 6-7 лет.
- Семейные дошкольные группы детей
(без реализации основной общеобразовательной программы без пребывания детей в ДОУ):
В МБДОУ № 45 нет национально-культурных, демографических, климатических и других особенностей осуществления образовательного процесса.
Среди особенностей организации образовательного процесса можно отметить следующее:
- ДОУ работает в режиме, определенном Уставом: продолжительность пребывания детей в группах общеразвивающей направленности: 12 часов в день (с 7.00 до 19.00); в группе кратковременного пребывания: 3 часа в день (с 9.00 до 12.00). Режим дня определен в соответствии с реализуемой Программой ДОУ, возрастом воспитанников и индивидуальными особенностями (Например, индивидуальный режим для детей, находящихся на адаптационном режиме и др.)
- В ДОУ устанавливаются каникулы (в соответствии с Законом «Об образовании», ст.100, п.7) общей продолжительностью 110 дней, во время которых проводятся мероприятия физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности: 90 дней – летние каникулы (июнь-август), 10 дней – зимние, 10 дней – весенние.
- ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели. Праздничные нерабочие дни устанавливаются на основе действующего законодательства.
- Образовательная программа ДОУ в соответствии с ФГОС включает обязательную часть и вариативную часть, сформированную педагогическим коллективом МБДОУ № 45.
- Штатным расписанием ДОУ предусмотрено наличие педагога-психолога, который осуществляет психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.
Социальная активность и социальные партнеры ДОУ.
Воспитанники МБДОУ – постоянные участники, лауреаты и призеры конкурсов детского творчества «Звонкие колокольчики», «Золотой петушок», «Звездный калейдоскоп», месячника безопасности «Останови огонь».
МДОУ № 45 функционирует в тесном сотрудничестве и поддержке со стороны МОУ ДПО «Научно-методический центр» и КРИПК и ПРО.
Постоянным партнером нашего детского сада по вопросам профилактики и укрепления здоровья детей является МУЗ ГКБ №2 «Детская поликлиника».
На сегодняшний день можно сказать, что воспитание активной личности дошкольника – одно из важнейших направлений ДОУ, поэтому наши сотрудники способствуют социализации детей уже в дошкольном возрасте через участие в мероприятиях различного уровня.
- Кадровое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.
По данным на 2013-14 учебный год, общее количество штатных работников в МБДОУ № 45 – 37 человек (100% укомплектованности), в том числе:
Административно-управленческий персонал
|
Заведующая МБДОУ
|
1
|
Старший воспитатель
|
1
|
Завхоз
|
1
|
Старшая медицинская сестра
|
1
|
Педагогические работники
|
Воспитатели
|
8
|
Музыкальный руководитель
|
1
|
Педагог дополнительного образования по хореографии
|
1
|
Педагог дополнительного образования по ИЗО-деятельности
|
1
|
Инструктор ФИЗО
|
1
|
Педагог-психолог
|
1
|
- Структура управления ДОУ.
Непосредственное управление ДОУ осуществляет Управление образования администрации г.Кемерово. Оно взаимодействует с учреждением через МОУ ДПО «Научно-методический центр».
В состав органов самоуправления ДОУ входят:
- Совет трудового коллектива,
- Совет педагогов,
- аттестационная комиссия,
- творческие группы педагогов,
- психолого-медико-педагогический консилиум,
- родительский комитет,
- профсоюзный комитет.
Стратегическое управление детского сада осуществляет заведующая совместно с Советом трудового коллектива. На этом уровне решаются вопросы жизни и деятельности детского сада: разработка перспектив развития учреждения, определение основных путей достижения избранных целей.
Тактическое управление находится в компетенции Совета педагогов и активных представителей родительского сообщества. Особое место на этом уровне отводится методической службе детского сада, которая является связующим звеном между жизнедеятельностью педагогического коллектива и системой образования. Основным ее назначением является создание коллектива единомышленников, готовых к самообразованию и саморазвитию. На данном этапе методическая служба решает задачи поиска и обобщения педагогического опыта, повышения профессионального мастерства педагогов, развития творческого потенциала, организации образовательного процесса в соответствии с государственными стандартами.
В жизни детского сада принимает участие родительский комитет. Перед ним стоит непростая задача: доводить до каждой семьи и каждого педагога идеи сотрудничества. В настоящее время родительский комитет является нашим главным партнером в решении следующих проблем:
- повышение родительской активности в мероприятиях, как внутри детского сада, так и на уровне семьи,
- активизация работы по психолого-педагогическому и правовому просвещению родителей, особенно молодых семей.
- Качество воспитательно-образовательного процесса.
Воспитанники ДОУ.
В 2013-2014 учебном году было укомплектовано 4 общеобразовательных группы в возрасте от 3 до 7 лет:
- вторая младшая группа (с 3 до 4 лет),
- средняя группа (с 4 до 5 лет),
- старшая группа (с 5 до 6 лет),
- подготовительная группа (с 6 до 7 лет).
Приоритетным направлением деятельности детского сада является организация взаимодействия с семьями воспитанников. Сотрудничество строится с учетом того, что социализация ребенка осуществляется, прежде всего, в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений. Решение этой задачи коллектив детского сада видит в поиске и внедрении новых, современных форм сотрудничества.
Цели и задачи деятельности МБДОУ № 45
Содержание и организация образовательного процесса в ДОУ определяется Основной общеобразовательной программой МБДОУ № 45 и направлено на:
- формирование общей культуры ребенка-дошкольника,
- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств воспитанников,
- формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность детей,
- сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Учитывая положения Конвенции ООН о правах ребенка и ориентируясь на базисную программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева) педагогический коллектив МБДОУ № 45 основной целью своей деятельности определил:
Создание условий для полноценного проживания детьми дошкольного детства в условиях ДОУ и достижение необходимого уровня развития воспитанников для обучения в школе.
Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:
- Обеспечивать систему мер по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья дошкольников.
- Осуществлять развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому на основе интегрированного и творческого подхода к воспитательно-образовательному процессу, с учетом особенностей контингента воспитанников.
- Формировать партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников для полноценного развития детей.
- Обеспечивать преемственность между возрастными дошкольными группами, а также между ДОУ и начальной школой, с точки зрения содержания образования, необходимого для успешной социализации ребенка и его обучения в условиях школы.
Условия обучения и воспитания.
В ДОУ имеются:
- кабинет заведующей,
- методический кабинет,
- кабинет специалиста- педагога дополнительного образования по ИЗО-деятельности,
- медицинский блок (кабинет врача, процедурный кабинет),
- музыкальный зал
- групповые помещения с учетом возрастных особенностей детей,
- помещения, обеспечивающие быт,
- участки для прогулок детей,
- спортивный участок на улице.
Детский сад располагает учебно-методической литературой для реализации воспитательно-образовательного процесса в различных видах детской деятельности.
В системе взаимодействия участников педагогического процесса помогают действующие в детском саду семинары, семинары-практикумы, консультации, которые проводятся старшим воспитателем по актуальным вопросам образования детей.
Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти себе увлекательное дело, занятие. В каждой возрастной группе организовано развивающее пространство в соответствии с требованиями ФГОС ДО: полифункциональности, доступности, детоцентризма, насыщенности, эмоциональности и т.д.
В каждой группе созданы условия для реализации основных видов детской деятельности.
В детском саду уделяется особое внимание эстетическому оформлению помещений, т.к. среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольника. Ребенок находится в детском саду весь день и необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. В связи с этим, в отчетный период сделан акцент на «одомашнивание» среды развития ребенка. Мебель и игровое оборудование подобраны с учетом санитарных норм и психолого-педагогической целесообразности. В группах созданы условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности. Эстетическое оформление помещений способствует приобщению детей к миру прекрасного (экспозиции картин, произведений народного творчества, выставки художественной литературы, работ детей и родителей и т.д.) В тематическом оформлении коридоров используются работы, изготовленные в совместной деятельности педагогов с детьми в разных техниках.
Участок детского сада соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам. Территория озелена насаждениями по всему периметру, имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы, цветники.
Учебный план и режим работы ДОУ:
Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.
Режим дня в МБДОУ № 45 составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду.
Основные принципы построения режима дня в возрастных группах:
- Составление режима дня в возрастных группах на основе программы «От рождения до школы» (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева),
- Соответствие СанНиП 2.4.1.2660-10 с изменениями к нему,
- Соответствие возрастным психофизиологическим особенностям воспитанников,
- Гибкость режимных моментов, предполагающая учет индивидуальных особенностей детей и коррекцию продолжительности режимных моментов в зависимости от сезона года, особых ситуаций и т.д.
Режим дня соблюдает следующие санитарные нормы и правила:
- Продолжительность прогулки в возрастных группах - не менее 4 часов в день – 2 часа до сна и 2 часа после сна.
- Образовательная деятельность с детьми (включая дополнительную образовательную деятельность – факультативы и кружки) составляет:
во 2 младшей группе – 11 занятий в неделю по 15 минут,
в средней группе – 12 занятий в неделю по 20 минут,
в старшей группе – 15 занятий в неделю по 25 минут,
в подготовительной группе – 17 занятий в неделю по 30 минут.
Перерывы между занятиями составляют 10 мин. В первой половине дня в младшей, средней, старшей группе планируется не более 2 занятий, в подготовительной группе не более 3 занятий. Во второй половине дня в старшей и подготовительной группе планируется не более 3 занятий в неделю. Занятия художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла составляют не менее 50% от всей образовательной нагрузки. Образовательная деятельность, связанная с познавательной активностью и умственным напряжением чередуется с физической культурой и художественным творчеством и проводится только в первую половину дня.
- В группах детей 3-7 лет – 3 занятия в неделю (1 занятие планируется на улице).
- Дополнительная образовательная деятельность с детьми планируется в возрастных группах:
- хореографическая студия – во 2 младшей и средней группах – 1 раз в 2 недели, в старшей и подготовительной группах – 1 раз в неделю.
Представленный режим дня в возрастных группах относится к холодному сезону. В теплое время года непосредственно образовательную деятельность с детьми проводят на участке во время прогулки. Режимные моменты могут корректироваться с учетом адаптационного периода для вновь поступивших детей, для детей после отпуска или болезни. Педагоги учитывают также индивидуальные особенности ребенка: длительность сна, особенности засыпания, влияние биологических ритмов ребенка на его утреннее самочувствие и т.д.
При проведении режимных процессов педагоги придерживаются следующих правил:
1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании и др.).
2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста
Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.
Использование образовательных программ и технологий в группах младшего дошкольного возраста
- Программа «От рождения до школы», Н.Е.Веракса и др. М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
- Л.Г.Голубева Гимнастика и массаж для самых маленьких. Методичесое пособие.- М.Мозаика – Синтез, 2010г.
- Ребенок второго года жизни. Методическое пособие.-/Под ред. Теплюк С.Н. М.Мозаика Синтез, 2011г.
- С.Н.Теплюк Г.М.Лямина, М.Б.Зацепина, Дети раннего возраста в детском саду. Методическое пособие.- М.:Мозаика-Синтез, 2010г.
- С.Н.Теплюк Занятия на прогулке с малышами. Методическое пособие. М.: Мозаика-синтез, 2010г.
Организация педагогического процесса с детьми младшего возраста
Физическое развитие:
- Умение быстро бегать
- Умение ползать
- Умение прыгать на двух ногах
- Развитие координации движений и чувства равновесия
- Развитие функциональных возможностей позвоночника
- Испытывать радость от движений
Социально-личностное развитие:
- Развитие речи как основного средства общения и социальной адаптации ребенка
- Преодоление детского эгоцентризма, воспитание навыков жизни в детском коллективе
- Развитие эмоционального мира, умения понимать эмоции окружающих
- Формирование игровой деятельности ребенка раннего возраста
Познавательно-речевое развитие:
- Формирование навыков, приемов, способов предметной деятельности как основного средства познания ребенком окружающего мира
- Сенсорное развитие
- Ознакомление с ближайшим окружением ребенка
Художественно-эстетическое развитие:
- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, произведения литературы, народного творчества и искусства
- Формирование желания заниматься изо, музыкальной (пение, муз. – ритмические движения, имитационные движения под музыку)деятельностью.
Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста
Цель: Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях.
В целях обеспечения выпускникам дошкольного образовательного учреждения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе в ДОУ соблюдаются следующие условия:
- Число групп старшего дошкольного возраста и их комплектация определяется количеством детей, достигших 5 лет с учетом требований СанПиН.
- Для родителей детей старшей и подготовительной группы организована система консультирования по основным направлениям развития ребенка – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
- Воспитатели старшей и подготовительной групп имеют соответствующее образование и планово проходят курсы повышения квалификации.
- Воспитатели и специалисты, работающие с детьми 5-7 лет, ознакомлены с особенностями организации образовательного процесса в начальной школе, проводят совместные мероприятия в рамках реализации задач преемственности дошкольного и начального общего образования.
- Освоение детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» осуществляется в процессе образовательной деятельности по организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
- Организовано психологическое сопровождение детей группы с использованием программ адаптации, эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Педагог-психолог ДОУ для разработки индивидуальной программы или подгрупповой работы с детьми использует примерный перечень программ и технологий, практических пособий и дополнять его с учетом рекомендаций методистов различных уровней Психологической Службы Российской Федерации.
Перечень программ и технологий
|
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.:Генезис, 2010.
- Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Методическое пособие.- М.:Мозаика-Синтез, 2012г.
- Веракса Н.Е, Веракса А.Н Развитие ребенка в дошкольном детстве. Методическое пособие.- М.:Мозаика-Синтез, 2010г.
- Веракса Н.Е Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. Методическое пособие.- М.Мозаика-Синтез, 2010г.
- Веракса А.Н, Гуторова Н.Ф Практический психолог в детском саду. Методическое пособие.- М.:Мозаика-Синтез, 2011г.
- Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Методическое пособие./ Под ред. О.В.Дыбиной.- М.: Мозаика синтез, 2010г.
|
Особенности организации образовательного процесса в семейных группах
В МБДОУ № 45 организована работа семейных групп. Работник семейной группы является сотрудником Учреждения, с ним заключен договор, что дает ему возможность трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей.
Количество детей семейных групп – 6 . В семейных группах, в соответствии с Типовым положением ДОУ, не реализуется Программа ДОУ, дети семейных групп не посещают детский сад в установленном режиме. Вместе с тем для них проводится ряд мероприятий по индивидуальному плану:
- Проведение консультативной и методической помощи воспитателю-родителю семейной группы специалистами, администрацией, медицинскими работниками ДОУ.
- Посещение воспитанников семейных групп на дому администрацией ДОУ.
- Участие воспитателей-родителей семейных групп в организационно-педагогических мероприятиях с целью повышения своих педагогических компетенций (семинары, педсоветы, групповые тематические консультации).
- Выпуск информационно-наглядной продукции для семейных групп по вопросам воспитания, образования, развития детей.
- Участие в интерактивном взаимодействии с воспитателями-родителями семейных групп.
- Участие детей в годовых мероприятиях ДОУ (посещение театральных постановок вместе с детьми общеобразовательных групп, участие в конкурсах, праздниках, утренниках и т.д.)
Этапы взаимодействия с воспитателем семейной группы
- Беседа, анкетирование, опрос с целью выявления потребностей семьи в услугах ДОУ, увлечения мамы, традиции семьи и т.д.
- Ознакомлением с педагогическим процессом в ДОУ.
- Ознакомление с условиями семьи воспитателя СДС (посещение семьи).
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Целью психологической службы МБДОУ № 45 является создание условий для свободного и эффективного развития способностей каждого ребёнка.
Организация психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода в ДОУ
С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
В ДОУ комплекс мероприятий по повышению адаптивных возможностей детей младшего дошкольного возраста. Он предусматривает создание условий в ДОУ в период адаптации, формирование у детей положительного отношения к детскому саду, формирование навыков общения. Эти задачи решаются в ходе воспитательно-образовательного процесса и рассчитаны на 2 этапа.
1 этап – предварительная работа с родителями и педагогами;
2 этап – включение детей в режим ДОУ.
, аппетит, эмоциональные реакции).
Реализация программы эмоционального развития детей
С целью содействия развивающему образу жизни ребёнка в детском саду педагогом-психологом реализуется программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», С.В.Крюкова, Н.П.Слободняк. (Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва.: Изд-во «Генезис», 2010г.)
Индивидуальная и подгрупповая работа проводится с воспитанниами подготовительной группы 2 раза в неделю во второй половине дня согласно временным и возрастным требованиям.
Организация психолого-медико-педагогического консилиума
Особое место в работе ДОУ по подготовке выпускников к обучению в школе имеют психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПК). Они позволяют разработать содержание сопровождающей и консультативной деятельности, как для воспитанников подготовительной группы, так и для родителей и педагогов. На заседаниях консилиума разрабатываются индивидуальные рекомендации и планы мероприятий.
В ДОУ по результатам диагностики школьной готовности в подготовительной группе проводятся мероприятия для повышения мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Для формирования мотивационной готовности необходима работа всего коллектива ДОУ, включающая в себя:
- Организация экскурсий в школы, знакомство с основными атрибутами школьной жизни;
- Практика посещений детей-школьников в детские сады с организацией совместных мероприятий;
- Развивающие и сюжетно-ролевые игры на школьную тематику “Собери портфель”, “Школа”, “Разложи по порядку” и др.
Реализация приоритетного направления ДОУ
Приоритетным направлением работы нашего дошкольного учреждения является “Художественно-эстетическое направление развития детей”.
Цель работы по данному направлению:
Воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании.
Задачи.
- Усиление развивающего эффекта воспитания и развития ребенка средствами разнообразных видов деятельности, в которые он включен.
- Углубление и расширение различных художественно-эстетических представлений, понятий, взглядов ребенка во взаимосвязи с его общим личным развитием и познанием окружающего мира
- Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественной продуктивной деятельности, музыкального воспитания, ритмопластики.
Работа по художественно-эстетическому направлению, проходит интегрированным курсом через все образовательные области. Методическое обеспечение приоритета выстраивается на основе базисной программы «От рождения до школы» (Н.Е.Веракса и др.) и дополнительной парциальной программой по хореографии С.Л.Слуцкой «Танцевальная мозаика». Эти программы в комплексе с методическими пособиями обеспечивают целостный, интегрированный подход по всем направлениям художественно-эстетического воспитания, которое основывается на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного) осуществляемого средствами природы, эстетической развивающей среды, разнообразной художественной деятельности: музыкальной, хореографической, изобразительной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), художественно-речевой, театрализованной.
При реализации приоритетного направления важную роль играет интеграция деятельности всех специалистов ДОУ.
Творческой группой педагогов был разработан и определен функционал каждого специалиста в рамках реализации приоритетного направления.
Направления работы заведующей ДОУ:
- организация всего образовательного процесса; распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;
- сотрудничество с органами управления образованием;
- организация повышения квалификации кадров в области художественно-эстетического воспитания;
- организация развивающей предметной среды;
- решение финансовых вопросов в развитии средств художественно-эстетического воспитания (приобретение оборудования, литературы, картин, костюмов, растений и т.п.);
- работа с родителями по выполнению целей и задач художественно-эстетического воспитания;
- координация работы с другими учреждениями (школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой).
Направления работы старшего воспитателя:
- ознакомление коллектива с существующими программами и методиками художественно-эстетического воспитания;
- выбор программы и методики (совместно с педколлективом);
- определение места художественно-эстетического воспитания в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями;
- контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода;
- мониторинг деятельности всего коллектива;
- участие в диагностике детей и анализе её результатов;
- проведение методических семинаров для членов коллектива;
- участие в совершенствовании развивающей предметной среды;
- участие в распространении опыта работы ДОУ;
- организация родительских собраний, посвящённых проблемам художественно-эстетического воспитания;
- обобщение результатов работы.
Направления работы психолога:
- психологическая поддержка работы по художественно-эстетическому воспитанию;
- анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольного возраста;
- участие в составлении диагностических карт;
- присутствие на занятиях с целью определения особенностей поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т.п.);
- работа с родителями.
Направления работы музыкального руководителя:
- проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребёнком произведений искусства;
- согласование музыкальных занятий с тематикой занятий воспитателей, руководителя хореографического кружка, руководителя театральной студии;
- разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников;
- подбор музыкальных произведений к программе руководителя хореографического кружка и театральным постановкам;
- музыкальное сопровождение игр;
- использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания;
- подготовка детей к участию в конкурсах детского творчества.
Направления работы руководителя изостудии:
- закрепление содержания занятий художественно-эстетического цикла в рисовании, аппликации;
- оказание помощи музыкальному руководителю, воспитателям в изготовлении наглядных пособий, костюмов к праздникам, конкурсам;
- совместное проведение занятий с музыкальным руководителем;
- участие в создании выставок детских работ;
- подбор репродукций, иллюстраций к программе руководителя театральной студии, помощь в оформлении декораций;
- координация своей программы с программой воспитателей;
- использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).
Направления работы хореографа:
- согласование своей программы с программой музыкального руководителя и воспитателей с целью интеграции деятельности;
- использование на занятиях музыкальных упражнений, танцевальных импровизаций, фольклорных и танцевальных игр;
- постановка танцев для детских спектаклей;
- участие в концертной деятельности.
Направления работы инструктора по физической культуре:
- согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности;
- включение в занятия определённых физических упражнений, подвижных игр с учётом целей и задач художественно-эстетического воспитания;
- участие в праздниках.
Направления работы воспитателя:
- разработка и осуществление отдельных проектов, в рамках приоритетного направления;
- участие в конкурсах детского художественного творчества;
- создание условий для художественно-эстетического воспитания в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и творчества;
- работа с родителями в системе художественно-эстетического воспитания;
- участие в диагностике по заданию старшего воспитателя и психолога;
- оформление портфолио личных достижений воспитанников.
Результаты воспитательно-образовательной деятельности.
По результатам образовательной деятельности детский сад является стабильно работающим дошкольным образовательным учреждением, подтверждением чему являются данные систематического анализа выполнения воспитанниками основных разделов программы.
- Охрана и укрепление здоровья и психофизического развития детей.
Состояние здоровья воспитанников.
Деятельность нашего учреждения по оздоровлению дошкольников связана с разработкой системы средств, способов сопровождения с целью улучшения качества физического и психического здоровья детей.
Меры по охране и укреплению здоровья.
В МБДОУ № 45 созданы следующие условия для охраны и укрепления здоровья воспитанников, их физического и психического развития:
- Освоена система оздоровительной работы с детьми (закаливание, воздушные ванны, обливание рук, витаминопрофилактика, плантарный массаж, кварцевание, применение люстры Чижевского).
- Проводится общий оздоровительный массаж.
- Организован регулярный осмотр врачами-специалистами – 1 раз в год.
- Питание осуществляется в соответствии с нормативными документами.
- 2 раза в год проводятся противорецидивные мероприятия.
- Родители получают индивидуальные консультации по профилактике заболеваний детей.
- Родители информируются по оздоровительной работе детского сада, через планы оздоровительной работы, экраны и стенды оздоровительных мероприятий, анализ детской заболеваемости.
В нашем дошкольном учреждении созданы следующие условия для физического развития детей:
- Музыкально-спортивный зал с достаточным количеством спортивного оборудования, спортивная площадка со спортивным оборудованием для развития основных видов движения, а также для игр, забав, эстафет в разные сезоны года.
- Во всех группах есть спортивные уголки для физического воспитания.
- В практику работы внедряются оздоровительные технологии: дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, упражнения по профилактике плоскостопия, элементы корригирующей гимнастики.
- Организация работы с детьми по программе социально-эмоционального развития «Безопасность»
- Разработаны разнообразные виды и формы организации двигательной активности детей в течение дня.
- В группах созданы картотеки, атрибуты, пособия для организации индивидуальной, групповой, подгрупповой работы с детьми.
Организация питания.
В МДОУ № 45 организовано полноценное сбалансированное питание в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Кроме того осуществляется индивидуальный подход к детям, имеющим пищевую аллергию. В нашем детском саду предусмотрена организация диетического питания. В рацион включаются витаминизированные продукты (напитки) и продукты, обогащенные йодом. Регулярно проводится анализ питания по натуральным нормам, подсчитывается калорийность.
Обеспечение безопасности.
МБДОУ № 45 оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей при пожаре, планом эвакуации людей при пожаре, первичными средствами пожаротушения в соответствии с установленными нормами. В надлежащем порядке содержатся аварийные выходы, подъездные пути к зданию отвечают всем требованиям пожарной безопасности. Все эвакуационные пути детского сада имеют несгораемую отделку стен. Электропроводка в учреждении соответствует установленным требованиям. Для дежурного персонала имеются в наличии индивидуальные средства защиты органов дыхания фильтрующего действия.
Обеспечение антитеррористической защищенности учреждения включает: наличие кнопки экстренного вызова, ограждение территории детского сада по периметру, наличием в штате отдельного работника в должности сторожа.
В дошкольном учреждении проводятся разовые и плановые специальные мероприятия и по дорожной безопасности.
Администрация и педагоги МБДОУ № 45 регулярно проводят мероприятия, направленные на предупреждение несчастных случаев и травматизма. Среди общих мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении можно отметить:
- наличие правил внутреннего распорядка,
- регулярная проверка состояния ограждений, территории, помещений здания ответственными лицами,
- информирование всех участников воспитательно-образовательного процесса на тему «Действия при возникновении экстремальных и ЧС»,
- регулярные учебные тренировки по эвакуации воспитанников и сотрудников на случай пожара и чрезвычайной ситуации.
- Основные направления развития учреждения.
Перспективными направлениями ближайшего развития МБДОУ № 45 являются:
- Способствовать формированию мотивации у детей к здоровому образу жизни через систему мероприятий по здоровьесбережению и физическому воспитанию.
- Способствовать развитию художественно-эстетических способностей воспитанников в различных видах деятельности совместно с семьями.
- Способствовать профессиональному росту воспитателей и специалистов, успешности их деятельности, повышению педагогической компетентности.
- Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс в МДОУ с привлечением родительской общественности.
|